Подобная практика "воспитания" оппозиции давно уже превратилась в традицию, а в регионах всегда таковой и была, однако слушатели все равно были крайне возмущены. Теперь же нет даже возмущения, только чувство единства и холодная сосредоточенная воля к сопротивлению. Кажется, именно это и называется гражданской нацией, о необходимости скорейшего формирования которой еще скажет в своем выступлении Эмиль Паин.
По-другому и быть не могло – каждый участник "Другой России" знал, куда он едет, чем рискует и какими могут оказаться последствия. Конференция благодаря вмешательствам из Кремля превратилась в ту самую точку невозврата, о которой уже писал Гарри Каспаров. Невозврата на этот раз уже не в оценке действий власти, а в убеждении последовательно сопротивляться этим действиям, как безусловно злокачественным и не оставляющим ни малейшего простора для компромисса.
Другая Россия. Уже без кавычек и метафор. Как стиль, как действие, как система ценностей. Как та мечта о подлинном Отечестве, которого нас столь нагло и легкомысленно лишили и которое вряд ли найдешь на дне конверта с купюрами, великодушно присланным из Администрации Президента.
Без провокаций не обойдется, это было ясно еще утром, сразу с момента открытия конференции. Уже на подходах к гостинице делегатов и журналистов встречали активисты прокремлевского движения "Наши". Я и в страшном сне не мог представить, что однажды напишу в их адрес несколько теплых слов. Но вот же, пишу: расставив рядом с гостиницей несколько стендов с "фашистами" Лимоновым, Касьяновым, Хакамадой и Ходорковским, возмущаясь в телекамеры, будто "люди, собравшиеся сейчас в гостинице", хотят погрузить Россию в нищету и бесправие, во всем остальном они вели себя вполне корректно и временами даже вежливо.
Словно в противовес такой неожиданно цивилизованной позиции "Наших" активисты движения "Молодая Гвардия" неоднократно пытались прорваться в гостиницу. Один раз им это даже удалось. Пытавшихся сорвать конференцию "молодогвардейцев" приехал вызволять знаменитый Вася Киллер, возглавлявший легендарную атаку на бункер НБП.
Глубоко впечатленные таким зрелищем нацболы усилили бдительность, в результате чего возникли определенные накладки. В частности, с конференции попытались вывести обозревателя газеты "Взгляд", славящейся своими нелестными публикациями в адрес НБП. Пресс-служба "Другой России" вовремя объяснила нацболам, что думский обозреватель "Взгляда" – это вовсе не пытавшийся аккредитоваться от той же газеты несколькими днями ранее один из лидеров "Молодой Гвардии" Андрей Татаринов. Журналистке были принесены самые глубокие извинения.
Весьма показательным оказался инцидент с "евразийцами" – во время выступления британского посла Тони Брентона несколько активистов ЕСМ начали разбрасывать листовки и скандировать "Слава Империи" и "Смерть другой России". Выгоняя евразийцев из гостиницы, нацболы отвесили им пару тумаков. Многие участники конференции сочли такое поведение недопустимым, однако после того, как еще один евразиец с криком "смерть оранжевым!" кинулся с кулаками на Михаила Касьянова, критики НБП притихли и задумались.
Тон истерического бессилия отличал правительственные провокации не в последнюю очередь и потому, что любого серьезного идеологического базиса организаторы конференции их лишили. Гарри Каспаров неоднократно подчеркивал, что "Другая Россия" мероприятие, безусловно, общероссийское, и иностранные гости присутствуют на нем именно как гости. Cлова Каспарова подтвердил и представитель National Endowment for Democracy. "Строительством демократии в России, безусловно, должны заниматься именно россияне", - заявил он.
Весьма важным для идеологической панорамы саммита оказалось выступление лидера петербургского отделения партии "Яблоко" Максима Резника. "Цвет флагов безразличен, когда мы теряем страну. Мы, петербуржские яблочники, вместе с Вами, мы – другая Россия". Слова Резника встретили аплодисментами не только в зале, но и в холле, где для журналистов установили плазменные экраны с трансляцией всего происходящего на конференции.
В окончательный вызов властям превратилось видеообращение Владимира Линдермана, знаменитого Абеля из НБП, незадолго до "Другой России" депортированного в Латвию. Человек с огромным протестным опытом, Линдерман понимал, что на него объявлена охота, возможность его участия в саммите смехотворна, и поэтому заранее записал свое обращение на видеокамеру. Абель перечислил основные тезисы ненасильственного сопротивления, так называемой "войны без оружия" и в качестве примера напомнил зрителям о нескольких наиболее громких акциях НБП.
Через несколько часов после этого обращения четыре нацбола оказались в прямом смысле слова похищены милицией. Как выяснилось впоследствии, лимоновцев увезли в центральное следственное управление на Новослободской.
Однако главные, ключевые для "Другой России" происшествия, в том числе и провокативного характера, ожидаются именно сегодня. Второй день саммита посвящен обсуждению самых болезненных для страны, в особенности же – для ее правительства, экономических и политических вопросов. В числе выступающих заявлены Гарри Каспаров, Михаил Касьянов, Эдуард Лимонов, Станислав Белковский.