Действующее законодательство в ст. 123–127 УПК РФ предусматривает право граждан на обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор).

Генеральной прокуратурой РФ издан ряд ведомственных нормативно-правовых актов об организации и порядке рассмотрения и разрешения обращений граждан. В предыдущих статьях мы рассматривали приказ Генеральной прокуратуры №39 от 05.07.2002 г. и указание №28/20 от 05.08.2003 г. Сегодня речь пойдет об инструкции "О порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ", введенной в действие приказом Генеральной прокуратуры РФ №3 от 15.01.2003 года.

Вы обратились с жалобой в ненадлежащее учреждение (обратились в прокуратуру, а по закону рассмотрение поданной вами жалобы входит в компетенцию ОВД). Действия прокуратуры: в соответствии с п. 3.3 инструкции: в 5-дневный срок ваша жалоба направляется по принадлежности с одновременным извещением вас об этом и разъяснением, куда вам следует обратиться. Извещение должно быть подписано соответствующим должностным лицом (перечень также указан в п. 3.3).

Вы обратились в ненадлежащую прокуратуру. Действия прокуратуры: в 5-дневный срок с момента поступления жалоба подлежит направлению соответствующему прокурору с одновременным уведомлением вас об этом.

Ситуация: вы обжалуете решение, принятое прокурором района города Т., в вышестоящую прокуратуру – прокуратуру города Т. Рассмотрев вашу жалобу, прокурор города Т. направляет ее на рассмотрение прокурору того же района, чьи действия вы обжалуете. Нарушено ли в данном случае ваше право? Да, со стороны прокурора города Т. имеет место нарушение п. 4.4 инструкции, согласно которому "направление жалоб прокурорам, не имеющим полномочий на их разрешение, или прокурорам, которые ранее принимали по поставленным в обращениях вопросам оспариваемые решения, а также прокурорам, действия которых обжалуются, запрещается".

Может ли быть ваша жалоба оставлена без разрешения и уведомления?
В соответствии с п. 4.12 инструкции это возможно в трех случаях:
- обращение является анонимным;
- обращение по содержанию лишено смысла, а в материалах проверки предыдущих обращений имеется документ, свидетельствующий о психическом заболевании заявителя;
- имеется решение о прекращении переписки.

Может ли переписка быть прекращена на законных основаниях? Подлежит ли она возобновлению?
Да, переписка может быть прекращена по одному из двух оснований, изложенных в п. 4.13 инструкции:
- в обращении имеется нецензурная брань, а заявитель ранее предупреждался о том, что при поступлении подобных обращений переписка с ним может быть прекращена;
- повторное обращение не содержит новых доводов и данных о нарушении закона, а изложенное ранее полно и объективно проверялось, и ответ дан в установленном инструкцией порядке правомочным должностным лицом органа прокуратуры.

Переписка может быть возобновлена в случае, если основания, по которым она была прекращена, отпали.

Имеет ли заявитель возможность ознакомиться с материалами проверки по окончании рассмотрения жалобы?
В соответствии с п. 4.16 инструкции заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (с прекращенным производством уголовным делом, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, надзорным производством по жалобе и т.п.).

Каковы сроки рассмотрения обращений?
В соответствии с п. 5.1 инструкции заявления, жалобы, предложения граждан разрешаются в течение 15 суток с момента поступления в прокуратуру, если требуется дополнительная проверка – не позднее 30 суток с момента поступления в прокуратуру. Однако в данном пункте есть оговорка: "если иной срок не установлен федеральным законом". УПК РФ предусматривает максимальный срок рассмотрения жалобы – 10 суток.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter