Третий этап предполагает сжигание реакционных масс, оставшихся после детоксикации отравляющих веществ в корпусах снарядов в специальных печах. По первоначальному плану сжигание планировалось начать в июле, но из-за недостатка финансовых средств операцию перенесли на сентябрь. Выполнение проекта доверено ОАО "РОКБА" ("Редкинское опытно-конструкторское бюро автоматики").
Как объяснил мирянам начальник кировского управления конвенциональных проблем Михаил Манин, эта организация имеет большой опыт работы на установках термического обезвреживания. В частности, такие работы уже были проведены в городе Камбарка Удмуртии. Начальник забыл упомянуть, что на этом объекте во время процесса уничтожения жители ближайших населенных пунктов неоднократно жаловались на тяжелый запах и плохое самочувствие. А ведь в отличие от республики Удмуртия, где уничтожался люизит, в Кировской области предстоит сжечь гораздо более высокотоксичные смеси с газом нервно-паралитического действия V-x.
Между тем, как утверждают независимые специалисты-экологи, объект в "Марадыковском" не обладает достаточно надежными и чуткими приборами обнаружения отравляющих веществ в атмосфере. В частности, чувствительность прибора ВПХР (Военный прибор химической разведки) к V-газу, зарину и зоману в тысячу раз ниже, нежели действующий в России гигиенический стандарт. По имеющейся у корреспондента Собкор®ru информации, на складах по-прежнему хранится реальное химическое оружие - кассетные авиационные бомбы РБК-500 с V-x и БКФ-П c зоманом. Присутствует бинарное оружие и на других арсеналах – в пензенской Леонидовке и Щучьем Курганской области.
Но жителям этих областей хотя бы отчасти повезло с объектами социальной сферы. В Мирном же не построено почти ничего из обещанного государством. Так и не сдана в эксплуатацию теплотрасса, газовая котельная, многоквартирный дом, не отремонтированы дороги. Единственное, что делают для мирян – это раз в месяц читают новую серию обещаний от начальников конвенциональных проблем со сцены поселкового Дома культуры.