Что российско-грузинская война приведет к эскалации насилия на Кавказе и что Россия играет с огнем на бочке пороха, стоящей в собственном дворе, было ясно сразу. Но что события будут разворачиваться с такой ужасающей быстротой — предсказать, наверное, не мог никто.
В течение нескольких буквально дней во всех северокавказских республиках дождем посыпались убийства и избиения: в Махачкале убит журналист Тельман Алишаев, в той же Махачкале идут обыски в домах журналистов газеты "Черновик", дома в Нальчике избит главный редактор "Газеты Юга" Мирослав Битоков, в Ингушетии убит владелец "Ингушетии.RU" Магомед Евлоев. И все это за несколько дней.
Все эти убийства произошли в разных республиках и по разным причинам.
Тельмана Алишаева, официального журналиста, выражавшего позицию дагестанского Духовного управления мусульман, убили ваххабиты, а точнее — человек по имени Вадим Бутдаев.
Утром 2 сентября Бутдаев убил сотрудника УБОПа Арсена Закарьяева. Они были соседи, и до УБОПа Закарьяев работал в УБЭиУТ — отделе по борьбе с экстремизмом и терроризмом, который имеет в Дагестане такую же мрачную славу, как когда-то в Чечне ОРБ-2. По словам родичей Бутдаева, Закарьяев всячески доставал их, в том числе якобы вымогал деньги — 30 тыс. рублей.
Бутдаев и его сообщник захватили машину, связали ее водителя, бросили его на заднее сиденье (но не убили, ведь он был не мент) — и ждали Закарьяева, пока он выйдет. Водитель легко опознал Бутдаева — после неудачной попытки собрать дома взрывное устройство тот лишился трех пальцев. Видимо, Вадим Бутдаев, понимая, что на него объявлена охота, принялся убивать с удвоенной скоростью, вечером того же дня застрелив Алишаева.
Убийства милиционеров в Дагестане часто остаются безнаказанными. Ибрагим Гаджидадаев, лидер гимринских ваххабитов, дважды покушался на главу МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова, в первый раз для приманки взорвали прокурора Буйнакского района, во второй — сына ближайшего друга Адильгерея. Гаджидадаев бегает до сих пор. Асхаб Бидаев убил Сайгид-Салима Забитова — начальника 6-го отдела в Хасавюрте, одного из самых непримиримых борцов с ваххабитами — Бидаев бегает до сих пор. В июле был убит Арип Алиев — глава Буйнакского РОВД, его вероятный убийца, Абдулгапур Закарьяев, жив и здоров, зато МВД через четыре дня после убийства Арипа замочило преподавателя немецкого языка Рашида Газилалиева с женой и гостем.
Газета "Черновик" взялась расследовать этот случай, доказывая, что Газилалиев не был в розыске и не был террористом, а просто попал под горячую руку, — с обыском пришли в сам "Черновик".
"Черновик" только обыскали, а хозяина сайта "Ингушетия.RU", который писал об этом постоянно, — убили. Это наглядно отражает разницу между Ингушетией и Дагестаном, потому что убийство преподавателя немецкого языка, которое взялся расследовать «Черновик», — исключение. А террор без суда и без следствия в Ингушетии — правило. Причем, парадоксальным образом, этот террор привел не к росту, а к уменьшению контроля над территорией республики.
Тому свидетельством убийство Магомеда Евлоева. Евлоева вывели из самолета, где он летел в одном салоне бизнес-класса с президентом Зязиковым, потому что ни в одном другом месте его, похоже, арестовать не могли.
Самая завалящая диктатура, любой Маркос или Дювалье, даже если их ненавидит весь народ, имеют при себе преданных тонтон-макутов. Здесь даже количество тонтон-макутов, похоже, сведено к абсолютному минимуму. Охранники главы МВД Ингушетии Мусы Медова, которых избили друзья Евлоева, бросившиеся в погоню за увезенным товарищем, не стали стрелять. Они просто кричали, пока их били: "На нас нет крови".
Митинг, который собрался после смерти Евлоева, ингушские милиционеры разгонять отказались. Его разгоняли русские солдаты. Это не Зязиков является "рукой Москвы". Это Москва решает проблемы Зязикова, у которого милиционеры выходят на митинги, потому что им не платят "боевые".
Так вот — все эти преступления совершены разными людьми и по разным мотивам. Но у них есть несколько общих черт.
Первая: это крайне низкий реальный контроль над ситуацией. Москва — по всему Кавказу — не может бороться ни с террористами, ни с коррупцией. Власти не могут достать Асхаба Бидаева, Доку Умарова или амира Магаса. Власти не считают нужным расследовать, куда у президента Зязикова деваются «боевые».
Вторая: этот крайне низкий контроль устраивает и террористов, и силовиков. У майора ФСБ, присланного из Москвы, нет интереса ликвидировать террориста, потому что он в лесу и доставать его опасно. Зачем искать Закарьяева? Достаточно застрелить любого и назвать его террористом. Убийства без суда и следствия множат звездочки и новых террористов, деятельность которых, в свою очередь, ведет к новым убийствам без суда и следствия, которые, в свою очередь, ведут к новым зведочкам.
Эта чудовищная модель не является результатом какого-то сознательного плана. Она является результатом смерти государства. Государство умерло, а слуги его остались.
Это модель антигосударства, и сила ее в том, что она совершенно непобедима. В обычном государстве, когда чиновник или полицейский совершает преступление, он должен его скрывать, потому что если дело вылезет наружу, его накажут. В антигосударстве преступления гораздо лучше совершать публично, потому что тогда все те, кто не совершал преступлений, становятся либо твоими соучастниками, либо врагами антигосударства.
Магомеда Евлоева выгодно убить публично, потому что тогда даже те части антигосудаства, которые на курок не нажимали, будут устами московских чиновников и депутатов отстаивать версию «убийства по неосторожности», а все те, кто окажется против этой версии, будут не просто врагами Зязикова — а врагами всего антигосударства.
Любой убитый силовиками может быть объявлен террористом. Любой, кто взялся расследовать такое убийство, — экстремистом.
Чем кончится тотальное бесправие? Тотальной нищетой? Нет проблемы, нищета народа — это не забота антигосударства. Чем кончится тотальная нищета — восстанием? Нет проблемы, мы же всегда предупреждали, что НАТО и враги России готовят ваххабитский бунт.
Чем кончится восстание? Нет проблем, по агентам НАТО в селах и городах нанесут точечный удар "Градом", и все, кто попал под "Град", будут агентами НАТО. Разве вы не знаете, что российская артиллерия и авиация наносят исключительно точечные удары? Разве вы не знаете, что российская артиллерия и авиация в Цхинвали бомбила только грузинские танки? А все бомбы, которые упали на людей в подвалах, были исключительно грузинские?
Чем кончится "Град"? Новыми звездочками. За войной против Грузии рано или поздно последует война против ваххабитов.
Это России на Кавказе нужен мир. И террористам, и силовикам нужна война.
Оригинал статьи опубликован на сайте www.ej.ru