"Я не исключаю, что выборы будут досрочными в марте-апреле следующего года", – заявил лидер коммунистов Геннадий Зюганов на одной из последних пресс-конференций, прошедшей накануне намеченного на 29-30 ноября тринадцатого съезда КПРФ. Основания для такого вывода, безусловно, есть – это и поправки в Конституцию, и активное партстроительство. Но в связи с возможными политическими подвижками, не задавался ли Геннадий Зюганов главным вопросом: какие у его партии шансы в очередной раз попасть в Думу? Большие? Малые? По крайней мере, у судьбы есть пять причин на то, чтобы оставить КПРФ "за бортом" большой политики.
Первая причина – это Он
"КПРФ всегда готова к выборам", – бодро рапортует Геннадий Андреевич. Коммунисты радуются, потому что, выборы – это единственное, чем занимается партия, единственное, что, в настоящее время, выводит ее из полудремного состояния. Выборы еще и основной источник партийного бюджета! В финансовые вопросы Геннадия Андреевича стараются не посвящать, чтобы не расстраивать. В конце концов, Зюганов – это раскрученный бренд партии, знамя и громкоговоритель. Важно, чтобы мощь его голоса не утихала, и средства для этого используются разные: лесть, очковтирательство, подхалимство. Предположим даже, что Геннадий Зюганов – единственный в КПРФ, кто свято верит, что деньги, за которые будет отчитываться Центральная ревизионная комиссия на съезде – это и есть те самые средства, что удовлетворяют все нужды партии.
Существование такой процедуры отчетности внушает Зюганову уверенность в том, что он обоснованно занимает свой пост более пятнадцати лет. Вообще-то Геннадий Андреевич был бы не против продления полномочий ни Государственной думы, ни президента. По его мнению, "можно продлевать сроки при одном условии – если регулярно исполнительная власть отчитывается перед законодательной, если законодательная власть контролирetn, куда идут ее деньги и как они расходуются в бюджете". Такая система, он уверен, существует в КПРФ. В свое время Зюганов пришел в бешенство от доклада Бориса Кагарлицкого "Штормовое предупреждение", посвященного коррупции в партиях, в том числе и в КПРФ. Можно, конечно, обсуждать мотивы написания этого текста и отдельные эпизоды, но проблема в целом схвачена верно.
По словам Бориса Кагарлицкого, все бюджеты избирательных кампаний, в том числе и КПРФ, формируются не за счет взносов бескорыстных поклонников партий, а напротив на корыстной основе. Речь идет о разного рода услугах. Это и прохождение по партийным спискам представителей лоббистских организаций, и оказание содействия в лоббировании определенных законопроектов, а также выполнение специфических заказов, при этом их заказчиком чаще всего выступает власть. На всех последних кампаниях в регионах КПРФ отрабатывала заказ местных отделений "Единой России": мочила, в частности, кандидатов от "Справедливой России". Договоренности в верхах внизу не работали, и на убой конкурентов региональные администрации не жалели средств. Информация об этих закулисных договоренностях только изредка просачивается в прессу. Так сор из избы попробовал вынести секретарь Коми рескома КПРФ Леонид Мусинов, рассказавший на странцах партийной газеты "Правда Коми" о случаях предательства в партии. После чего у "правдоруба" начались очень серьезные неприятности, и в конце концов он был вынужден уйти в отставку.
Вторая - "Он" и его "друзья"
Подробно Геннадий Зюганов во всю финансовую "кухню", конечно, не посвящен. "Блюда" варятся этажом ниже, на уровне заместителей Ивана Мельникова и Владимира Кашина. Они также действуют не напрямую, а через своих доверенных лиц, которые имеют официальные должности секретарей ЦК. За выборы в Центральном комитете отвечают два человека: протеже первого зама – Олег Куликов, второго – Валерий Рашкин. Многие думают, что между зюгановскими замами идет "беспощадная" борьба за власть, но это не так: на роль вождя не тянет ни тот, ни другой, – это борьба за контроль над избирательными бюджетами в субъектах Федерации. В принципе существуют некая "конвенция" по разделу сфер влияния. Но не все о ней в курсе (тот же Зюганов), поэтому случаются пограничные конфликты.
Один из них и случился в Санкт-Петербурге. Дело в том, что окрыленный успехом своего заместителя Ивана Мельникова на выборах в Городскую думу Москвы (столица для профессора МГУ – это законная вотчина) Зюганов отправил в 2007 году его в чужую епархию, покорять еще и северную столицу. На выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга коммунисты получили неплохой результат (порядка 15 процентов) и смогли сформировать даже свою фракцию из 9 человек. Этому успеху они обязаны, в том числе и приличной работе пиар-группы, которая в свою очередь смогла развернуться благодаря немалому бюджету. Сыграла ли в данном случае какую-то роль "дружба" первого секретаря Санкт-Петербургского горкома КПРФ с заместителем мэра города, которую ему инкриминируют? Исключить нельзя.
"Дружба" водится повсеместно, но, само собой, она не афишируется. Более того, используется как компромат внутрипартийными конкурентами. Именно из-за этого в Санкт-Петербурге и произошел настоящий скандал. Кроме того, что первого секретаря горкома Владимира Федорова обвинили в излишней лояльности к администрации, его еще и уличили в попрании демократических и партийным норм и в результате отстранили от должности.
"Отречение от власти" произошло при непосредственном участии секретарей ЦК, то есть кашинского или, как считается, "консервативного" крыла. (Мельниковское крыло считается прогрессивным). Тем не менее даже Петр Милосердов, который раньше возглавлял сектор выборных технологий в ЦК, считает весьма условным деление его членов на "прогрессистов" и "консерваторов". Пойдем дальше, и предположим, что в данной истории ссылки на какие-то идеологические разногласия – это только предлог.
Третья причина – это ложь
КПРФ, по мнению многих аналитиков, – это точно такое же внеидеологическое образование, как и "Единая Россия", во всяком случае, это утверждение в полной мере касается руководящего состава партии. Потому что под идеологией все-таки понимается стройная система взглядов, а системность в пестрой смеси политических воззрений нынешних членов КПРФ полностью отсутствует. В частности, председатель альтернативной коммунистической партии РКП- КПСС Алексей Пригарин называет взгляды Геннадий Зюганова "реакционными " и "опасными", так как в программе КПРФ превалирует не социалистический уклон, а националистический.
Демократией в КПРФ давно не пахнет, демократические формы при внешнем их соблюдении не наполнены никаким содержанием. Это демонстрирует хотя бы тот факт, что ни программа партии, ни программа антикризисных мер, которые так помпезно разрекламированы Зюгановым, не прошли гласного, широкого обсуждения в низовых партийных коллективах. Если какие-то программные документы и направлялись в регионе, то об этом рядовым коммунистам ничего не известно. Программы, безусловно, будут коллегиально утверждены на съезде, но там соберутся все свои проверенные люди, не задающие лишних вопросов. Эту куртуазную практику хотел было поломать бывший главный редактор сайта КПРФ.Ru, а ныне главный редактор сайта Forum.msk.ru Анатолий Баранов. Он предложил публичное и гласное обсуждение программных документов на партийном Интернет-ресурсе.
В результате Анатолия Баранова изгнали из партии, обвинив в неотроцкизме, то есть в неком неправильном, с точки зрения линии партии, идеологическом уклоне. Такое выпячивание некой идеологической подоплеки конфликта – престижно для КПРФ, утратившей свою идеологичность. Хотя пока что речь шла о серьезных стилистических разногласиях. Попытка увести партию от подковерных интриг и склок, а сосредоточиться на открытой, публичной политике была пресечена в корне. Последний инцидент в Санкт-Петербурге свидетельствует о том, что этот саморазрушительный тренд набирает обороты. А операция по омоложению, о которой любит поговорить Зюганов, носит косметический характер.
Четвертая – это та, что ничего не разберешь
Среди прочих депутатами от КПРФ Госдумы стали довольно молодые люди: бывший пресс-секретарь Зюганова Андрей Андреев и политолог Сергей Обухов. И в то время как старшее поколение выясняет отношения, эти молодые, умные, образованные и "гибкие" люди постепенно выдвигаются на передовые позиции. Так, по слухам вместо члена ЦК Олега Куликова заниматься выборными компаниями будет получено Сергею Обухову – представителю новой генерации КПРФ. Однако выдвижение политически не слишком заметной молодежи, не имеющей опыта партстроительства, серьезных навыков организационной работы и публичной деятельности, приведет к еще большему отрыву КПРФ от жизни. Усиление власти политтехнологов сделает проект КПРФ еще больше виртуальным.
Такую выхолощенность партийной формы многие, в том числе и оппоненты КПРФ, считают гарантией долгожительства КПРФ, так как она во всех смыслах удобна и безобидна для власти. Однако партийцам следовало бы обеспокоиться постоянным сужением политического пространства. Вместо того чтобы гордиться, что Путин и Медведев выражаются его словами, Зюганову надо расстроиться. Это очень тревожный симптом для КПРФ. Власть, перехватив левую риторику, перестает нуждаться в ком-то еще на левом фланге. Всякая бюрократическая структура, коей является "Единая Россия", в своем росте стремится достигнуть потолка. И если в нынешней Думе партия власти имеет конституционное большинство, то в следующей она возжелает подавляющее. Для этого следующего этапа захвата власти ЕР сможет найти оправдание, дескать, в период кризиса органы должны быть монолитны, как никогда.
Кроме того, по всей вероятности, для Кремля выгоднее, чтобы нишу КПРФ заполнили сразу несколько, но мелких партий, которым обещано по 1-2 голоса. Не зря на левом фланге происходит заметное оживление. "Патриоты России" объединяются с партией Сажи Умалатовой. Активизировался Левый фронт, в котором видную роль играет депутат от "Справедливой России" Илья Пономарев. Возможно, он замахнется на самостоятельный партийный проект, а, возможно, Илья просто хочет на фоне хиреющего день ото дня Миронова возвыситься. Так или иначе, все политические конкуренты компартии совершают какие-то новые ходы. А КПРФ же вместо того, чтобы откусывать от власти части тела, кусает себя за хвост.
Пятая и последняя
Миссия КПРФ по сохранению светлой памяти советского образа жизни и реноме советских деятелей во времена огульного очернительства прошлого выглядела довольно благородно. В некоторых случаях коммунисты вели себя даже самоотверженно. Теперь же в большинстве случаев они беззастенчиво эксплуатируют советское наследие. Так, Геннадий Зюганов, приглашенный для пропаганды имени Ленина в проект российского телевидения "Имя России", использовал основное эфирное время для рекламы съезда КПРФ. То есть Зюганов не ради Ленина старался, а Ленин служил фоном для Зюганова. Невольно закрадывается сомнение так уж "свято" для него это имя? По большому счету исторические деятели не нуждаются пропагандистах. Свет правды о делах, свершениях и преступлениях прошлого самостоятельно проходит сквозь века. Возможно, что такие, как Геннадий Андреевич, только его заслоняют.
Естественно, не все так в истории однозначно. Жизнь про запас всегда имеет альтернативный вариант развития. КПРФ имеет шанс остаться в лодке большой политики, если устранить хотя бы одну из перечисленных выше причин. Например, произойдет смена лидера. Либо он сам догадается уйти, либо его попросить съезд. Посмотрим.