"Это только гриппом все вместе болеют,

А с ума поодиночке сходят"

(Трое из Простоквашино)

Чем дольше всматриваюсь в нынешний российский политический пейзаж, тем более убеждаюсь, что  Папа из эпиграфа к данному посту был неправ.   Увы, с ума сходят, подчас, тоже в массовом порядке.

В истории тому много примеров: от так называемых "крестовых походов "пастушков" (давно это было, правда, но за последние 700-800 лет люди радикально не изменились), до многотысячных толп, приходивших в экстаз от речей Гитлера и до гекатомбы, в которую превратились похороны Сталина.  Люди, как это ни прискорбно, довольно легко поддаются стадному инстинкту: надо только создать соответствующую атмосферу и подобрать  некоего лидера, за которым массы последуют с энтузиазмом, воодушевлением и прочими самыми возвышенными чувствами. (В случае Сталина атмосфера была создана такая, что факт смерти "вождя" чуть ли не усиливал желание за ним последовать. Разумеется, это действовало не на всех. Но на многих.)

 Что же касается нынешнего российского гражданского общества, то оно, похоже,  вот-вот перешагнет черту, в пределах которой еще возможен рациональный анализ происходящего и скатится туда, где любая реакция на события окружающего мира станет чисто эмоциональной, если не сказать — истерической.  Эпицентр же этой нарастающей истерии легко различим: это, несомненно, г-н Навальный и все, что имеет к нему какое-либо отношение. Это заметно даже по текстам, публикуемым в самых разнообразных изданиях  самыми различными авторами, независимо от их убеждений, возраста, партийной или какой-либо иной принадлежности. Не буду ни на кого ссылаться, не буду никого перечислять: абсолютное большинство тех, кто так или иначе пишет о Навальном и его деятельности апеллируют не к разуму своей аудитории, а к ее эмоциям, предрассудкам или взывают к ее воображению.  Мы видим лозунги вместо аргументов и призывы вместо анализа. Можно, сказать, что принцип "что тут думать, трясти надо!"(с) наконец, восторжествовал. Разум погрузился в сон, а когда это происходит, чудовища, как известно, начинают плодиться со страшной скоростью.

Откуда же налетело на нас это интеллектуальное моровое поветрие? Каким вирусом оказалась заражена атмосфера,  которой дышит нынче гражданское общество России? Думается, вирусов этих два, и оба они – стары, много раз проверены в действии но — увы! — именно у российского общества прививки от них нет.

Согласно известному выражению, "Власть развращает, а абсолютная власть развращает окончательно"(с).  Так вот  по всей видимости в России достаточно даже не власти (и уж, тем более, не абсолютной власти), а только "призрака тени" власти для того, чтобы полностью разложить всю политически активную среду. Как в некоторых парфюмерных магазинах при входе предлагают "попробовать" новый аромат, слегка распыленный на специальной бумажке, так и перед носом российского политического общества элегантно провели некоей субстанцией, отдаленно напоминающей запах власти. Не дали пробничек (дамы меня поймут), и уж тем более не предложили целый флакон:  именно что дали понюхать, и этого оказалось достаточно для того, чтобы у вполне, казалось бы, рационально и логически мыслящих людей — как профессиональных аналитиков, так и лидеров оппозиционного движения — закружилась голова от острых переживаний и предвкушения перспектив. Российское оппозиционное движение, как выяснилось, ставит возможность (пусть иллюзорную, пусть заведомо химерическую) вхождения "во власть" (или, по откровенному выражению г-на Тора — "в Систему") выше любых принципов, любых моральных и нравственных установок.  "Дух власти" оказался таким мощным феромоном, что , будучи окутан этим ароматом, Навальный стал привлекателен практически для всех: националистов, лоялистов, даже для многих либералов и республиканцев.  У всех появился к нему неожиданно острый интерес и желание — пусть из разных соображений — поддержать, помочь, подтолкнуть вперед, да посильнее.

Если рассматривать события последнего времени как своеобразную "пробу", то Навальный и его авантюра оказались той кислотой, которая позволила проверить качество российского политического общества. Как известно,  из всех металлов только высокопробное золото или платина не реагируют с кислотами, все остальное — разъедается. Так вот наше гражданское  общество оказалось не только не золотом и не платиной, оно и на серебро не тянет: спецоперация с Навальным превратила его в вонючие ржавые пузыри. Металл оказался — увы — не благородный.  И это — реакция только на один из вирусов, заразивших российскую политическую атмосферу.

 Второй вирус — также очень древний и имеет к первому самое прямое отношение. Однако, если "феромон власти" главным образом предназначается для разного рода интеллектуальной элиты и лидеров российской оппозиции , то второй — вирус подстрекательства к насилию — активно распыляется сейчас среди самой разнообразной политически активной публики. Он предназначен для самого широкого потребления: для всех тех, кто по-прежнему, вопреки урокам российской истории, считает, что путь в любое "лучшее будущее" лежит через "революцию с кровищей"(с), если процитировать начштаба Навального, г-на Волкова.

 Образ Навального, таким образом,  лепится из двух болезнетворных составляющих: ему неожиданно приписываются чуть ли не сверхъестественные способности и возможности: (как освободить политзаключенных? Голосуйте за Навального, он их освободит! Как ликвидировать незаконный режим Путина? Голосуйте за Навального, он посадит Путина на нары! И так далее в том же духе).  Самое удивительное (и самое печальное) в этом — то, что подобные шизофренические лозунги многим кажутся имеющими смысл. Казалось бы, что стОит поразмышлять всего несколько минут: каким образом Навальный, будучи даже — по заступничеству какого-нибудь святого — избран мэром Москвы, освободит политзаключенных и посадит Путина на нары?!.

Совершенно отдельный вопрос, конечно — почему ВВП так спокойно вот уже сколько времени относится к обещаниям его посадить? Но к этому мы еще вернемся.

 Особое место в коллекции шизофренических образов Навального, созданных его приближенными, занимает высказывание г-на Ашуркова:  "...читал ребенку "12 подвигов Геракла", и история Алексея как будто из этой книги".  Тут у меня возражений практически нет. Хотелось бы только получить ответы на некоторые животрепещущие вопросы по этому поводу:

 

  1. Какому такому Эврисфею служит г-н Навальный в качестве Геракла? Кто посылает его на подвиги и с какой целью?  Желательно было бы знать имя, фамилию, отчество этого царя и обстоятельства отправления им указаний г-ну Навальному.

     
    • Какие именно подвиги Геракла вызывают такие сильные ассоциации с деятельностью г-на Навального? Уж не похищение ли коней у царя Диомеда? Не похищение ли волшебного пояса у царицы амазонок Ипполиты и истребление самих амазонок? Не похищение ли пурпурных коров Гериона? Или же похищение яблок Гесперид?

(Слово "похищение" так часто фигурирует в этих подвигах г-на Навального, что, может быть, именно это и навело г-на Ашуркова на захватившую его сознание ассоциацию? Думаю, тут есть над чем поразмыслить  и что развить в запоминающиеся для избирателей образы навальновским политтехнологам).

 Однако, каким бы безумным ни казалось происходящее, и какие бы массовые масштабы это безумие ни принимало, нельзя не заметить, что в нем явно "есть система"(с). А раз есть система (не зря, ох не зря представители "внесистемной оппозиции" так туда стремятся!), то, должен быть и некий смысл, некая цель (возможно, даже не одна), на достижение которой все это карНавальное действо направлено. Попробуем эти цели разглядеть, хотя в условиях карнавала (прямо по Бахтину: смешение понятий "верха" и "низа", "дозволенного" и "недозволенного", "греха" и "добродетели" и т.п.) это весьма и весьма непросто. Ну, для того политические карнавалы , собственно, и затеваются: чтобы максимально взвинтить эмоциональный накал ситуации и — по возможности — лишить людей возможности и желания рассуждать логически.

 Итак, Навальный и его команда — в самый разгар уголовного преследования, что само по себе достаточно примечательно — начинают активную избирательную кампанию не где-нибудь, а в Москве. Вопреки всем ожиданиям и вероятностям (не будем сейчас обсуждать как и почему, не это сейчас главное!) Навального регистрируют на этих выборах в качестве кандидата и предоставляют неограниченные возможности для ведения избирательной кампании. Опять же, не будем сейчас разбирать, откуда взялся безразмерный бюджет: многое станет ясно само, как только все кусочки мозаики сложатся в законченную картинку.  До какого-то момента избирательная кампания Навального ведется вполне спокойно, а его сторонники — в том числе и в блогосфере — высказываются оптимистично, но вполне цивилизованно и сдержанно. И вдруг. Тон и риторика Навального и его окружения резко меняются. Причем меняются так, что, честно говоря, иначе как безумием, причем безумием агрессивным, это назвать трудно. Не буду давать ссылок, цитаты эти всем известны: политологов предполагается скармливать зверям в зоопарке, журналистов — вешать на люстрах с крючьями (видимо, такой осовремененный вариант развешивания на фонарях), и т.д., и т.п. В ответ на недоуменные комментарии наблюдателей и людей, так или иначе связанных с российской политикой, Навальный и его команда не только не умеряют свой агрессивный пыл, но и наоборот, идут в самый настоящий разнос, заговаривая  уже о "революции с кровищей"(с) и о том, что чуть что — надо "жечь Думу" (с).  Одновременно меняют свой тон и рядовые "навальновцы": их комментарии и выступления становятся все более провокационными, оскорбительными в адрес "сомневающихся" в достоинствах великого и ужасного Алексея Навального, словом, волна воинствующего сумасшествия распространяется из центра, захватывая все более широкие круги российского политического общества. И хотя предпринимаются попытки каким-то образом этому противостоять и как-то эту волну остановить, успехов это пока не приносит.

 Если сформулировать происходящее в более строгих терминах, то получается следующее. Своей деятельностью Навальный и его команда легализуют не только участие в выборах, организованных властью, и не только сотрудничество с нелегитимным режимом. Они легализуют теорию и практику насилия как приемлемого средства борьбы с политическими противниками теперь уже со стороны общества (со стороны власти это уже сделала власть). И это, хочу заметить, отнюдь не мелочь. Одним из важнейших приоритетов российского протестного движения до сих пор был его подчеркнуто ненасильственный характер. Это было то, на чем так или иначе сходилось абсолютное большинство российской оппозиции. Однако этот де-факто консенсус усиленно и споро разрушается Навальным и его командой, пропагандирующими  и легализующими насилие. Предлагаю серьезно задуматься,  кому и зачем это может быть нужно.

 И здесь даже уже не столь важно, сознательно ли Навальный играет предложенную ему роль. или же он является не вполне осознающей свои действия марионеткой в умелых руках опытного кукловода. Это — предмет для академической дискуссии или для разбирательства А.Навального с собственной совестью и высшими силами, буде он в таковые верит. Главное в данном случае — результат. А результат, по крайней мере один, мы уже наблюдаем совершенно отчетливо: в результате авантюры г-на Навального российское оппозиционное движение уже оказалось эффективно расколотым. Причем, раскол произошел отнюдь не по партийным линиям, не по линиям принципиальных позиций или программ. Он произошел на чисто эмоционально-религиозно-истерической почве. Как ни смешно и невероятно это звучит, на почве "веришь-не веришь".  Сработали и вышеупомянутый "феромон власти" и агрессивная кампания пропаганды насилия. Как бы то ни было, главное заключается в том, что на данный момент российское протестное движение оказалось фактически парализованным, т.к. "до т.н. выборов" никто ни о чем, кроме Навального говорить и думать не может.

  Ну, а после-то, ПОСЛЕ "выборов"? Вот тут, мне кажется, и начинается самое интересное. И самое страшное.  Не мне первой пришло в голову сравнить то, что может произойти в Москве в сентябре 2013 года с тем, что произошло в Минске (и в Беларуси) в декабре 2010. Эта параллель просматривается достаточно легко. Более того, подготовка к такому развитию событий объясняет практически все, что казалось странным или даже "безумным" в поведении г-на Навального и иже с ним. Безответственная агрессивная риторика, нагнетание эмоциональной напряженности, все возрастающая истеричность: все это направлено на то, чтобы в нужный момент иметь возможность вывести на улицы людей, готовых "грудью встать" за Навального. Репетиция такой акции уже была проведена после демонстративного ареста в зале суда. Отметим, что "спонтанный протест" был все же подготовлен. Чего же можно ожидать по итогам московских выборов? Каким бы ни был результат, победы Навальному ожидать не приходится. Более того, , возможно, он будет снова арестован, на этот раз более-менее окончательно. В ответ на это ("в защиту Навального!") будут организованы массовые выступления, переходящие в беспорядки. Подготовленные к тому времени группы провокаторов легко смогут повести уже вполне "заведенную" толпу хоть, "по завету Навального" — на Кремль, хоть (опять же "как намекал Навальный") — поджигать Думу. Думаю, не надо объяснять, что ОМОН будет вполне готов к такому повороту событий, и что результатом этого будет полная, абсолютная и окончательная "зачистка" российского политического пространства от всякой оппозиции любых цветов и оттенков.

Думаю так же, что не надо объяснять, где подобный сценарий может быть разработан, и чьим интересам служит воплощение его в жизнь.

В связи с этим чрезвычайно интересны "Четыре прогноза", опубликованные в "Совершенно секретно" и воспроизведенные в блоге А.Илларионова. Скажу сразу (впрочем, из всего вышесказанного это должно быть и так очевидно), что версия Илларионова мне представляется не только наиболее обоснованной, но и просто-таки совершенно реальной. Поскольку (см. выше) она объясняет буквально все, что вызывало вопросы (вплоть до российского Эврисфея, посылающего Лешу Навального на подвиги, в том числе и по очистке, в эврисфеевской терминологии, российских оппозиционных "Авгиевых конюшен").

Забавным образом эту же версию, возможно, и сама того не ведая, подтверждает и г-жа Крыштановская. Не мудрствуя лукаво, она излагает довольно залежалую концепцию "демократизации" режима по не вполне определенным (но, видимо, и неважным) причинам. Забавно тут то, что именно таким образом, под предлогом демократизации, либерализации и общей "европеизации" заманивал своих политических противников в ловушку г-н Лукашенко в 2010 году. Многим тогда показалось, что вот-вот над Беларусью воссияет солнце свободы и прочих демократических ценностей.  Уж больно приятно пах сыр в мышеловке "совершенно свободных выборов".  Так что мнение г-жи Крыштановской мы положим в ту же папочку о готовящейся "зачистке" протестного движения.

Есть и еще одна версия: та, которой придерживается уважаемый мною А.Пионтковский. О расколе властных элит и о возможности использовать этот раскол в целях протестного движения.  Мне, право, неловко выступать оппонентом такого уважаемого и опытного политического аналитика, как Андрей Андреевич, но — увы — в данном случае я с ним согласиться не могу. Раскол элит — дело серьезное. Если бы каждая придворная интрига приводила к расколу элит, мы бы давно жили вообще без государств. Вот когда Николая II принудили подписать Акт об отречении от престола — это был раскол элит. Факт. Когда парламент (любой парламент) выступает против президента (любого президента) – мы имеем раскол элит. Армия, выступающая против правительства — то же самое. А подковерная возня внутри правящей группировки  остается именно подковерной возней. Особенно тогда, когда на этом ковре прочно стоит кресло, в котором своею железною задницей сидит Главный Кукловод, время от времени притворяющийся по соображениям собственной тактики и стратегии нездоровым и слабоумным (что-то мода последнее время пошла на слабоумие, или мне это кажется?)  Если же о "расколе элит" ни с того ни с сего начинает как бы на полном серьезе рассуждать Ксюша Собчак, то это, пардон, уже чистая кремлевская разводка.

Словом, признаков того, что "пациент мертв"(с), не наблюдается. А если же он ни с того ни с сего стал притворяться полудохлым, то надо спросить самих себя: "А зачем он это делает"?

 Впрочем, шутки на эту тему, кажется, не вполне уместны. За агрессивным взвинчиванием массовой истерии просматривается далеко идущий, аккуратно осуществляемый, в практическом деле опробованный (см. Беларусь, 2010) сценарий.

Можно ли помешать его осуществлению?

Неизвестно.

Ввести людей в состояние эмоционально-религиозного транса много легче, чем вывести из него.

Кроме случаев удара дубиной по голове.

Как, например, это было 19 декабря 2010 г. в Минске.

Елизавета Покровская

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены