Два года назад впервые состоялась массовая акция, которая фактически и стала началом периода объединенных акций разных политических сил и большой части жителей Москвы. Это два года эволюции. Не все проходило гладко, но тем более важно зафиксировать то, что удалось, да и просто описать те события, пока их не описал кто-то за нас.
1. Предыстория. Великий спор о выборах
До 2011 года в среде оппозиции еще были споры о том, что делать с выборами. Было две позиции - участвовать или бойкотировать. Сами споры возникли из-за того, что выборы перестали быть свободными и либо фальсифицировались, либо, что было чаще, реальные кандидаты до выборов не допускались.
Финальный спор произошел на продолжении организованного нами Антиселигера, втором форуме гражданских активистов - "Последняя осень".
Немцов и Каспаров дебатировали с Навальным. Навальный предложил совершенно новый формат "голосуй за кого угодно корме партии жуликов и воров". И на тех дебатах победил с разгромным счетом. Что интересно, это двухчасовое (!!!) мое видео с дебатов посмотрели более четверти миллиона раз.
С этого момента вся машина волонтеров и многие представители оппозиционных и полуоппозиционных партий начали работать на этот результат. Под выборы произошел набор в наблюдатели, в которые записалось рекордное число человек.
Едро показало самый низкий результат за весь путинский период. С этого момента началось снижение реальных рейтингов власти. Самым убедительным эффектом этой кампании стал рост оппозиционного движения. С этого дня все разговоры о бойкоте - разговоры ни о чем. Стало ясно, что в выборах надо участвовать, просто не надо играть по правилам жуликов, а создавать свои условия игры, используя площадку выборов для агитации.
2. Первый кризис и его преодоление
10 декабря 2011 года сегодня описывают все, кому не лень. В том числе и те, кто не имел к этому никакого отношения.
Политические силы имеют привычку на всякий случай резервировать места для митингов, подавая заявки заранее. Одна из таких заявок была подана совместно Левым фронтом и представителями движения Солидарность. заявка на площадь Революции. После протеста на Чистых прудах и последовавшей за тем массовой акции на Триумфальной стало ясно, что на улицы готово выйти очень много людей. И им нужно всего лишь одно место, где нужно и можно легально собраться.
Таким местом и стала площадь Революции.
И тут начались проблемы. Главная из них - оппозиция не была объединена. К тому периоду все политсилы были порознь. И если демократы с частью левых и лимоновцами еще иногда и проводили акции вроде Маршей несогласных, то к этому периоду с ними не было националистов и многих других политсил, да и после слива Триумфальной силами части либеральных правозащитников нацболы были мягко говоря обижены (обосновано!).
Усложнял ситуацию и тот момент, что за решеткой был Навальный, за решеткой был Яшин, за решеткой был Удальцов. Навальный был автором идеи "голосуй за кого угодно кроме партии жуликов и воров", так что морально он имел право говорить о лица протестующих. Удальцов же был лидером организации-заявителя акции на площади Революции, но не мог лично принимать участие в переговорах, на них присутствовала его жена Анастасия Удальцова.
У мэрии уже был опыт протестов на Триумфальной. Уже с того периода власти поняли, что если не нравится протест - позови на переговоры тех, с кем можно договориться.
Важно - здесь я как раз не бросаю никаких упреков к участникам переговоров в мэрии, ни Немцову, ни Рыжкову, ни Пархоменко. Насколько я их знаю, они честно и добросовестно попытались сделать максимум для протестующих сил. Но у них не было никакого морального права говорить от лица протестующих, т.к. автором той идеи, которая и подняла людей на протест - были не они. Да и просто это иное поколение политиков, которое в тот момент оказалось не способным сделать шаг веры.
Показательно, что на те ночные переговоры не позвали, например, Евгению Чирикову, которая до того была частью переговорного процесса, но настаивала на митинге на площади Революции. как и было заявлено. В общем-то самое главное, что задело тогда многих - это то, что переговоры велись тайно, о них в режиме реального времени не сообщали протестующим.
Отдельно скажу о Лимонове, т.к. это важно. Лимоновцы, все предыдущие годы бывшие в авангарде оппозиционного протеста - от Маршей несогласных до акций на Триумфальной, несколько проспали это возрождение и в принципе не должны обижаться, что народ их в те дни не услышал. Народ не чувствовал, что нацболы с народом. Из-за обиды на либеральных вождей нацболы проспали народ. Это одна из серьезных политических ошибок Лимонова, которую ему не скоро удастся преодолеть, если вообще преодолеть будет возможно.
Лично меня возмущает по итогам тех событий только одна большая ложь, которую продолжают распространять часть участников тех ночных переговоров. Это ложь о том, что повели людей они на Болотную, т.к. типа на пл. Революции мало места.
Это ложь в квадрате потому, что Болотная - одна из самых стиснутых площадей (что показали потом кровавые события мая). Центр же Москвы образует прекрасную совокупность площадей, которая может вместить миллион с лишним людей:
- площадь Революции
- Манежная площадь
- Театральная площадь
- Тверская улица
- Красная площадь и Васильевский спуск
При необходимости люди могли заполнить это пространство, заняв даже площадь у Лубянки и Пушкинскую - трансляцию было организовать довольно просто.
Думаю, мы все должны произнести это вслух - на Болотную увели людей сознательно, "опасаясь провокаций" и типа "радикалы поведут людей к Кремлю".
Это негативное мышление, серьезное неверие в людей, в их способность поступать разумно. Последующие массовые акции показали, что участники ночных переговоров ошибались - люди не поддаются на провокации. Жаль, что годы Триумфальной и Маршей несогласных не дали этой веры в людей.
Сейчас кажется, что участники ночных переговоров могли поставить какие-то условия. Например - потребовать освобождения Навального. На мой взгляд для того, чтобы ставить такие условия на переговорах должны были быть ребята вроде Чириковой, Удальцова, Навального, Яшина. Но таких там в ту ночь не было.
И все же после этого дикого кризиса дальше все пошло весьма правильно. В интернете было размещено голосование - куда идти - на площадь Революции или на Болотную.
Народ выбрал Болотную.
Да, конечно, за Болотную агитировали либеральные СМИ, но все же люди могли выбрать не этот вариант, но они выбрали.
И я благодарен тем политическим лидерам, кто, настаивая ранее на площади Революции. принял волю народа, как свою волю.
После возмущения ночными переговорами далее переговоры с мэрией шли в более открытом формате. Удалось добиться марша от площади Революции до Болотной.
Марш получился впечатляющим. Один из интересных моментов и личные чувства - когда колонна зеленых шла между антифа и националистами. И все кричали одни и те же лозунги.
В общем, именно 10 декабря 2011 года родилось широкое антипутинское движение.
3. Настоящее и будущее
Некоторые думают, что мирный протест - это пение романсов на цветочках на лугу.
Нет. Мирный протест - это активное противостояние ненасильственными методами.
Пожалуй, возможности ненасильственного протеста действительно были упущены тогда. Нет ничего плохого в мирном стоянии возле тюрем, где сидят наши товарищи. Нет ничего плохого в сидении на асфальте, в блокировании живой цепью зданий, в которых сидят фальсификаторы. Украина показывает, что возможности мирного протеста велики. Да и Ганди отнюдь не лютики собирал во время мирного сопротивления англичанам.
И все же удалось создать единое пространство диалога всех оппозиционных сил - от националистов до левых. Удалось отделить зерна от плевел и псевдооппозиционные партии теперь почти не путаются под ногами.
Мы поняли, как использовать выборы для агитации, поняли, как протестовать и как бороться. Мы не смогли отстоять многое. Самое жестокое поражение - аресты наших товарищей - от экологов до лидеров политических сил. Под арестом Сергей Удальцов, под следствием Навальный, сочиняют дело против Константинова, под арестом Гаскаров.В дни, когда нас выйдет достаточно на улицы Москвы, нам надо не бояться ненасильственных акций и требовать свободы для всех политзаключенных, как это получилось с освобождением Навального.
Главная проблема - столичный характер протеста. Протест поднимается много где, но все же он не принял общенациональный масштаб (кстати, на Украине протест носит именно общенациональный характер). И главный вызов - агитация в регионах и поддержка тамошних ростков протеста.
Хорошо в этом смысле работает солидарность у экологов, помогающих друг другу от Химок до Хопра и Сочи. Начали работать в регионах новые реально оппозиционные партии. Националисты создают точки протеста в регионах. Левым сейчас пока тяжело, т.к. многие реальные лидеры левых под стражей, но и они стараются не упускать протестные темы.
Да, Москва могла бы одна вернуть народовластие в страну. Но лучше будет, если это делать всей страной. Если от тоталитаризма избавляется вся нация - тяжелее ему снова найти почву для того, чтобы вернуться.
! Орфография и стилистика автора сохранены