Депутаты продолжают вносить в закон о некоммерческих организациях новые инициативы. 11 февраля во втором и третьем чтении Госдума приняла поправки, увеличивающие перечень оснований для проверок НКО. Теперь Министерство юстиции может нагрянуть с проверкой в офисы неправительственных организаций сразу же после поступления информации о нарушении закона либо о наличии в ее деятельности признаков экстремизма. С ревизией также могут прийти и по решению прокурора, и по представлению избирательной комиссии.
Кроме того, основанием могут послужить приказ руководителя уполномоченного органа, изданный в соответствии с поручением президента РФ или правительства РФ, либо требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим материалам и обращениям.
При действующем законодательстве, сетуют разработчики документа, "уполномоченный орган лишен возможности своевременного реагирования на поступление сведений о наличии нарушений некоммерческими организациями законодательства РФ, что существенно снижает эффективность федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций".
В прошлом году более сотни НКО подверглись тщательным проверкам со стороны различных контролирующих государственных органов. На некоторые из них были наложены штрафы, другие вынужденно приостановили свою деятельность. Старейшая в России независимая правозащитная организация Московская Хельсинкская группа была вовсе вынуждена сократить численность своего штата в несколько раз и отказаться от зарубежных грантов.
Для большинства правозащитных организаций эти массовые проверки обернулись затянувшимися судебными разбирательствами. В частности, Замоскворецкий районный суд Москвы до сих рассматривает иски "Мемориала", "Голоса" и "Общественного вердикта". Судья несколько раз переносила заседания, поскольку ряд правозащитников подали свои заявления в Европейский суд по правам человека и Конституционный суд России, требуя признать несоответствие закона европейским нормам и пяти статьям Конституции РФ. Предполагается, что КС начнет рассмотрение жалобы 6 марта, а решение ЕСПЧ, как говорят правозащитники, придется подождать.
Однако депутаты решили никого не ждать и дальше дополнять закон об НКО новыми ухищрениями. Раз есть независимые организации, которые могут контролировать выборы, то необходимо, чтобы у Минюста появились новые возможности для проверок — представления от избирательных комиссий, полагает председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.
"Это глубокая и застарелая паранойя. Непонятно, в какой степени это соотсветствует нормальной работе Минюста. Они и так контролируют НКО намного жестче, чем коммерческие организации", — отметил Черкасов.
Объем отчетности, которая сдается ежегодно, таков, что детально исследовать лишь одну организацию можно только раз в несколько лет. Увеличивается объем информации, и ее необходимо обрабатывать — для этого нужен автоматизированный аппарат, или все это фикция, сетуют правозащитники.
В разговоре с корреспондентом Каспаров.Ru лидер движения "За права человека" Лев Пономарев не исключил такой возможности, что с законом об НКО могут и дальше происходить метаморфозы в сторону ужесточения.
"Произошло небольшое потепление, но это все произошло не всерьез. Да, отпустили Ходорковского, Pussy Riot, часть "болотников", но мы не расслабляемся. Это все было сделано для подготовки дальнейшего ужесточения контроля над гражданским обществом.
Люди в госструктурах пытаются показать, что они бдят для того, чтобы в России не произошло Майдана", — считает Пономарев.
Правозащитники явно дали понять, что никогда не смирятся с нынешней версией закона, который, по их словам, является унизительным. Но власть сопротивляется, не дает поблажек, а может и вовсе продолжить политику ужесточения закона, опасается Черкасов
"Если в государстве непорядок, то нужно в любой непонятной ситуации ужесточать закон об НКО", — иронизирует правозащитник.