Интересно, а кто-нибудь рассматривал сдерживающий эффект уголовных наказаний с т.з. теории перспектив? Ну, то есть, наверняка, рассматривали и не раз. Тем не менее, поделюсь с вами гениальной мыслью, которая меня неожиданно посетила в ванной - почему слишком суровые наказания за мелкие преступления, вроде краж или побоев (да-да, я опять об этом!), вредны.

На схеме нас интересует нижняя часть графика - это субъективное переживание потерь (подтвержденное эмпирически, всякими экспериментами и т.д.). Как видим, небольшие потери воспринимаются остро (кривая почти вертикальна), а вот большие потери, после некоторого предела, перестают давать сколько-то важную прибавку к негативным переживаниям (кривая становится почти горизонтальной). То есть, вы проиграли 10$ - это трагедия, проиграли 50$ - караул, проиграли 100$ - вообще ужас, но затем 200$, 300$ и т.д. - сотней меньше, сотней больше, какая теперь уже разница? Так люди и проигрываются в пух и прах, оставаясь без штанов. По возможности, избегайте этого.

Наказание - это тоже "потери". И точно так же, по достижению некоторого предела, дальнейшие наказания перестают пугать. Год в тюрьме - неприятность, пять - большая неприятность, а вот все, что больше десятки - уже никакой принципиальной разницы (вариант субъективного объяснения - "все равно жизнь окончена"). Отсюда следует, что наказания (кроме тех, что за самые тяжкие преступления) не должны быть слишком суровы, дабы не выталкивать преступника в эту зону индифферентности. Если за изнасилование дают 15 лет, то почему-то тогда после этого не убить? А затем не сжечь дом? Не взять топор и не пойти рубить прохожих?

То, что наказание за изнасилование не должно приближаться к наказанию за убийство т.к. в этом случае насильники будут убивать жертв, понятно на уровне здравого смысла. Но на этом уровне также можно предположить, что можно ужесточить и то, и другое - лишь бы сохранялся зазор. Тогда как теория перспектив подсказывает, что где-то есть порог (его, скорее всего, можно вывести из практики), после которого ужесточение не только перестает сдерживать, но и способствует дальнейшим преступлениям. Таким образом, чрезмерное ужесточения наказания за мелкие преступления может иметь эффект обратный тому, о котором говорят сторонники ужесточения.

Михаил Пожарский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены