Состоявшееся в минувшее воскресенье 1.10.17 голосование в Каталонии дало обитателям российского телевизора сразу два повода для счастья. Во-первых, сам факт раздрая в одной из стран "старой Европы" уже заставляет сердца биться чаще, а во-вторых, власти Испании, применив массовое насилие против безоружных людей, дали прекрасный повод для разговоров о двойных стандартах и лицемерии "хваленой западной демократии".
У ведущих программы "60 минут" Ольги Скабеевой и Евгения Попова во время выпуска программы от 2.10.17 лица просто светились от счастья. И хотя они постоянно подчеркивали свою нейтральность по отношению к вопросу о независимости Каталонии, Ольга Скабеева, находящаяся на месте события, не выдержала и проголосовала, поставила галочку в бюллетене. Бюллетень Скабеевой показали россиянам и они могли убедиться в том, что "Россия – 1" поддерживает отделение Каталонии. И, хотя Скабеева тут же оговорилась, что ее голос учтен не будет, но бюллетень рвать не стала. Возможно, когда камера ее уже не показывала, Скабеева все-таки засунула этот бюллетень в урну.
А в студии в это время сыпал штампами депутат от "Справедливой России" Александр Романович. Он сказал все, что слышал с самого детства от Валентина Зорина и Генриха Боровика про прогнивший Запад и его демократию.
Вполне ожидаемы были радостные параллели с Крымом. Несколько неожиданно, что одним из тех, кто эти параллели проводил, стал редактор "Независимой газеты" Константин Ремчуков, который, вроде бы, всегда притворялся неглупым и образованным человеком.
Однако, его выступление 2.10.17 на "Эхе Москвы" этот имидж поколебало довольно сильно. "Признает Запад референдум – автоматически признается и Крым", - сообщил Ремчуков, забыв при этом сказать, какое именно иностранное государство ввело на территорию Каталонии своих "вежливых людей", которые под дулами автоматов заставили каталонский парламент проголосовать за проведение референдума, по итогам которого Каталония стала частью этой неведомой державы. Решив, видимо, на сей раз прикидываться идиотом, редактор "Независимой газеты" продолжил: "Потому, что и там и там Конституция государства не разрешает проводить референдум, и если вдруг испанцам сказать в Барселоне, что "ну хорошо, ладно, это, конечно, нарушение, но раз вы так единодушны, то давайте мы вас услышим. Тогда почему Крым нельзя?".
Европейский Союз вполне предсказуемо осудил необоснованное применение Мадридом полицейского насилия, но референдум все равно не признал. Видимо исключительно ради того, чтобы не признавать Крым. Ведь кроме как навредить России других желаний у Запада быть не может.
"СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА"
Так бывает, что какой-то один человек становится символом большого социального явления. Символом ненасильственного сопротивления стал Махатма Ганди. Символом нацистской пропаганды – Юлиус Штрейхер. Не случайно он единственный из всего цеха был повешен по приговору Нюрнбергского трибунала.
Символом того, что царит сегодня в российском телевизоре, является Владимир Соловьев. Именно в нем в концентрированном виде воплотилось все то худшее, что вот уже скоро два десятилетие выливается на головы россиян. Кроме того, Владимира Соловьева стало просто очень много. Помимо того, что он заполнил собой до краев главный государственный телеканал "Россия – 1", так еще и по радио "Вести.FM" вещает практически ежедневно. Соловьев достал своей одиозностью не только оппозицию, но и часть лоялистов. То Познер объявит, что руки Соловьеву не подаст, то Ургант прицельно пошутит про "соловьиный помет". Наконец, в ход пошла артиллерия: по Соловьеву прицельно выстрелил Навальный, который собрал в одном ролике все, что раньше было опубликовано про нажитое непосильным трудом имущество телеведущего, добавил добытые ФБК документы и кадры съемок, которые сделали расследование доказательным, облек все это в свою фирменную ироническую упаковку, и вдарил что было сил.
Если на укол Урганта Соловьев ответил своей обычной руганью в собственном эфире, то на выстрел Навального надо было искать ответ более увесистый. Сначала, для проформы Соловьев ответил в своем блоге, мол, я просто богатый, все честно заработал в бизнесе в проклятые девяностые, а Навальный мне завидует. Но всем было очевидно, что это несерьезно. Что на удар Навального такой репликой отвечать нельзя. И ответ был найден в дебютном выпуске программы "Судьба человека" с Борисом Корчевниковым.
В этой программе прекрасно все. И название, прямо сворованное у Шолохова, который сам был не дурак стащить всё, что не приколочено. И стилистика программы, приторная до тошноты. За одну заставку, в которой Корчевников позирует на фоне бескрайних просторов Родины и окидывает их взглядами, преисполненными героическим державным пафосом, его стоило бы приговорить к пожизненному вместе с режиссером и оператором. Но выбор героической фигуры для дебюта и содержание дебютной программы "Судьба человека" должны войти в историю позора российского телевидения.
Начиная с самого факта, что в качестве первого героя столь пафосной программы Корчевников выбрал своего собрата по цеху медийных оборотней. То, что специфика современной медийной тусовки состоит в ее полной самодостаточности и то, что большую часть новостей телевизор черпает из себя самого, совершенно не нуждаясь во внешнем мире, это известный факт. Но то, что Корчевников решил начать свою галерею выдающихся современников именно с Соловьева, было вызвано чрезвычайными обстоятельствами. Соловьева надо было спасать и Корчевникову было поручено это сделать.
С этой целью Корчевников предпринял следующие меры. Во-первых, позвал в эфир маму Соловьева, которая рассказала о детстве героя. А главное, россияне узнали о Соловьеве совершенно немыслимые вещи. Оказывается, Владимир Соловьев очень любит свою маму, а мама, в свою очередь - вы не поверите! - любит Владимира Соловьева. Демонстрации этого уникального явления была посвящена примерно треть программы. В этой части "Судьбы человека" россияне узнали, что мама Соловьева "фантастически умная и красивая женщина", а также, что у них "в роду все были смелые люди". "У нас такой род", - скромно заметил Соловьев.
Вторая треть программы была посвящена физической доблести Соловьева. Для демонстрации мощи и смертельных умений ведущего в студию были доставлены тренажер-манекен для бокса и автомобильная покрышка. По манекену Соловьев несколько раз отважно стукнул, а покрышку героически катал по полу и даже пару раз отжался от пола, предварительно попросив, чтобы покрышку положили ему на спину. Корчевников при этом постоянно обмирал от восторженного ужаса. Было видно, как ему страшно, что манекен может ответным ударом покалечить Соловьева, а покрышка его вот-вот раздавит.
Надо сказать, что подобного пошлого пижонства, когда взрослый мужик так бахвалится своими физическими кондициями, мне не приходилось встречать давно. Разве что у Путина, который чуть что норовит раздеться на людях, дабы продемонстрировать некоторые признаки скелетной мускулатуры. Кстати, в этой части передачи Соловьев не преминул верноподданически лизнуть Путина. Это случилось, когда Соловьев демонстрировал Корчевникову знание смертоносных приемов, а тот восхищенно спросил, может ли Соловьев поразить противника силой взгляда. Соловьев в ответ не стал демонстрировать мощь своих глаз, зато рассказал, как во время встречи с Путиным его приятель Фридман все время опускал глаза, а на вопрос, почему он это делает, объяснил, что он таким образом "уворачивается от взгляда Путина".
И, наконец, третья, главная часть "Судьбы человека" была посвящена службе Соловьева на благо Отечества. Тут Соловьев ответил Навальному развернуто, сообщив, что это была "тупая хомячковая агрессия, когда тебя из-за угла облили". В очередной раз собщил что богатство свое он нажил непосильным предпринимательским трудом в девяностые, забыв, правда, уточнить, что деньги, нажитые в девяностые он почему-то стал тратить на элитную недвижимость начиная с середины нулевых, а самые дорогие покупки сделал спустя полтора десятка лет после прекращения занятий бизнесом, аккурат после того, как перешел на работу на главный государственный телеканал.
Особо задел Соловьева упрек в отсутствии патриотизма, основанный на наличии виллы в Италии. Тут Соловьев скромно сравнил себя с Гоголем, который, живя в Италии, оставался российским патриотом. Видимо, то, что Соловьев делает в телевизоре, следует считать равноценным написанию "Мертвых душ", а его постоянное вранье на радио, это, наверное, "Шинель".
Но, вот что действительно любопытно, так это то, как Соловьев оценивает свой вклад в российскую общественную жизнь. Этот фрагмент передачи заслуживает прямого цитирования.
Соловьев: "Я не журналист, я – ведущий".
Корчевников: "Вы – экономист?".
Соловьев (гордо, без тени иронии): "Я – Соловьев! У меня гигантский талант: я умею видеть талантливых людей и продвигать их!".
И далее называет троих людей, таланты которых он сумел увидеть и продвинуть: Сатановский, Куликов и Михеев. Если к этой троице добавить Багдасарова, то получится полный комплект. Это та четверка генераторов ненависти и лжи, которая, действительно, выделяется даже на весьма специфическом фоне соловьевских "экспертов". Помимо своего весомого вклада в зомбирование россиян, Соловьеву принадлежат немалые заслуги в тех деформациях экспертного поля, поля общественных наук, которое произошло в результате разрушительного вторжения туда путинского телевизора.
Герострат сознался под пытками, что он сжег храм Артемиды ради славы. Соловьева совершенно не надо пытать, он свои преступления не скрывает, а всячески ими гордится. По уровню известности в России он уже явно обошел Герострата, а в последнее время и в плане позорности этой славы начинает опережать древнегреческого безумца.
"МЫ – НЕ АГЕНТЫ! АГЕНТЫ – НЕ МЫ!"
"Гигантский талант" Соловьева, благодаря которому он умеет отыскивать талантливых людей, позволил ему давно заметить не менее "гигантский талант" Марии Захаровой. Этот талант заключается в том, что она сумела низвести дипломатические отношения до уровня коммунальной кухни. Понятия не имею, откуда взялись эти навыки у дочери советского дипломата и выпускницы МГИМО, но любое выступление Марии Захаровой по любому вопросу международной политики пробуждает воспоминания о свирепых схватках в советских коммуналках за место у плиты и сварах по поводу уборки мест общего пользования, а также экономии электричества.
На минувшей неделе этот талант Марии Захаровой проявился в полной мере. Дело в том, что американцы потребовали от "Раши Тудей" зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Маргарита Симоньян немедленно заявила в ответ, что регистрироваться не будет, а если американцы будут приставать с глупостями, то в России будет прекращена работа американских СМИ.
Интересы России в этом конфликте в "Воскресном вечере" у Соловьева от 1.10.17 защищала, естественно, Мария Захарова. Первым делом, Захарова сообщила, что у нас есть свобода слова, а в США ее нет. По правилам коммунальной кухни надо с самого начала назвать оппонента дураком (дурой) и незаконным сыном (дочерью) алкоголика. Затем Мария Александровна объяснила, что она (в смысле Россия) сделает с этими американцами, если те не одумаются. Оказывается, у этих США тут, в России полно всяких СМИ, о которых, правда, никто не знает. А Захаровой они все известны и она их даже классифицировала, разбив на три блока. Нюансов, по которым все эти блоки бесчисленных американских СМИ различаются, я толком не понял, но общее у них то, что все они живут на американские деньги.
Соловьев, который всем этим засильем США в России был потрясен не меньше, чем я, все время просил Захарову назвать хоть одно СМИ. "Имя, сестра, имя!" - подобно персонажу "Трех мушкеров" молил Соловьев. Но Захарова, в отличие от Миледи была непреклонна. "Ну, зачем мы будем делать это сейчас", - жеманилась Захарова. – "Давайте растянем удовольствие. Но если, что, то мы можем начать… Мы можем опубликовать списки…".
Рискуя навлечь на себя гнев просвещенной общественности признаюсь, что с нетерпением жду, когда Захарова обнародует списки многочисленных американских СМИ, орудующих на территории России. Дело в том, что я, считая себя более-менее осведомленным о состоянии российского медиарынка, не знаю о присутствии на этом рынке никаких других американских СМИ кроме Радио Свободы и Голоса Америки. Публикация списка из этих двух медиа, наверняка станет сенсацией. Тут главное понять, как этот список сверстать: в столбик или строчкой. Впрочем, возможно, Захарова имеет в виду медиаимперию одного из самых преданных слуг путинского режима Виктора Шкулева, которому принадлежит компания "Хёрст Шкулев Медиа". Там, действительно, есть американский след, правда не денежный, а в основном брендовый, в виде материнской американской компании Hearst Corporation. Могу себе представить, как содрогнутся США, узнав, что в России больше не будут выпускать телегид "Антенну-Телесемь", рекламную газету "Ва-Банкъ", а также глянцевые журналыElle и Maxim. Что же касается реально пострадавших от мести Захаровой и Симоньян, то это будут владелец холдинга, верный путинец Виктор Михайлович Шкулев, а также его любимый зять, ведущий "России – 1" Андрей Малахов, который принимал активное участие в раскрутке холдинга.
Владимир Мединский назвал автомат Калашникова культурным брендом России. Впрочем, авторство Калашникова по меньшей мере сомнительно. А вот отечественный характер другого изобретения, которое достойно стать подлинным культурным брендом России, никто оспорить не сможет. Это коммунальная кухня, из которой вышла и вся современная российская политика и вся современная российская интеллигенция, со всеми ее рефлексиями, фигами в кармане и прочими прелестными особенностями.
! Орфография и стилистика автора сохранены