В такие же весенние дни 73 года назад известный германский политик, который за двенадцать лет до этого был возведен "на трон" престарелым уходящим президентом и ошибки которого, как мы теперь знаем, сводились в общем и целом лишь к тому, что он не ограничился аннексией Австрии и Судетов (https://iz.ru/news/568603), произнёс cвою знаменитую фразу о том, что немецкий народ, уступивший в войне армиям большевиков и их союзников, недостоин своего фюрера и потому должен исчезнуть с лица земли. Незадолго до этого, 19 марта 1945 г., им был подписан приказ №002711/45, требовавший немедленно приступить к тотальному разрушению промышленной и транспортной инфраструктуры терпящей поражение в войне страны. Годы, закончившиеся с его скорым уходом из жизни, вошли в историю как одна из наиболее трагических эпох, которые только знало человечество.
Cегодня, конечно, мир стал иным – но совсем недавно мы услышили от другого вождя, пришедшего к власти крайне похожим образом и известного мирным приращением собственных территорий, что он готов не только к решительному противостоянию со своими противниками, но, по сути, к глобальной ядерной войне, если его страна, упорно "вызывающая огонь на себя", подвергнется риску уничтожения. "Зачем нам нужен мир без России?" – спросил он зрителей в очередном фильме о самом себе, снятом проверенным придворным документалистом. И такое радикальное смещение акцентов – причём предпринятое далеко не в столь сложной ситуации, как та, что сложилась в осаждённом Берлине весной 1945-го – на мой взгляд, заставляет серьёзно задуматься о том, где, собственно, мы находимся в системе этических и культурных координат.
Можно долго спорить о том, насколько адекватно воспринимают в Кремле собственное место в мире, степень угрозы со стороны западных "партнёров", потенциалы российских вооружённых сил и армий потенциального противника, и т.д. Однако само по себе утверждение о готовности уничтожить мир, "в котором не будет России" заслуживает отдельного – и безэмоционального – анализа.
Оно означает, что Россия – страна, вся история которой представляет собой череду заимствований (от религиозных и идеологических до технологических и культурных) европейских практик, не остановится и перед уничтожением оригинала, слепком с которого она является. Что люди, рождённые в городе, который был построен Иоганном Браунштейном и Готфридом Шеделем, Доменико Трезини и Карло Росси, Жан-Батистом Леблоном и Огюстом Монферраном, и которые волей случая перебрались ныне за красные кирпичные стены, умело скопированные Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари с замков Скалигеров и Сфорца, готовы уничтожить Афины и Рим, Париж и Лондон, если того потребует текущий момент. Они, столь картинно позирующие на Пасху в убогом новоделе, выстроенном на месте собора, безжалостно взорванного в былые времена их же предшественниками по коммунистической партии и "органам безопасности", не всплакнут от исчезновения собора Святого Петра, пинакотеки и музеев Ватикана. И от понимания этого становится уже по-настоящему страшно.
Но дело не только в памятниках прошлого. За последние десятилетия люди создали не меньше, чем за всю предшествующую историю – и достаточно посмотреть на несколько точек на карте мира, чтобы понять, что большинство из этого было построено не в России. Что мы можем противопоставить мостам и дорогам Китая; 146-метровому бассейну, поднятому на двухсотметровую высоту в Сингапуре; почти километровой Бурж-Халифа в Дубае? Дорогу между Москвой и Питером, которую не могут ввести в эксплуатацию более 20 лет? Стадион "Зенит", самый дорогой в мире? Жильё, строящееся темпами в 4% от китайского показателя? Я не говорю о том, какие сейчас в мире и в России выпускают машины и компьютеры, строят самолёты и запускают ракеты. И само ощущение того, что страна, стремительно отстающая от остального мира, способна его унитожить, вызывает оторопь.
Где же мы все находимся, хочется спросить? Территориально, как и прежде, на далёкой восточной окраине Киевской Руси. Технологически и экономически, если выражаться словами одного из самых известных отечественных предпринимателей (с которым мы все сегодня должны быть солидарны), "под хвостиком". Но в моральном и культурном отношении? На этот вопрос я не нахожу ответа…
Может быть, если аналогии напрашиваются уже у многих, выстроить следующее Послание к народу и парламенту вокруг чего-то похожего на приказ №002711/45? По крайней мере, человечество отметит такой шаг с благодарностью. Да и в Воронеже будут жить пусть и плохо, но хотя бы недолго…
! Орфография и стилистика автора сохранены