Исполняется 110 лет инициативе Михаила Осиповича Гершензона по изданию сборника "Вехи", Младотурецкой революции и Боснийскому кризису, а также 140 лет Берлинскому конгрессу.
И не забудем 115-летие переворота в Сербии - убийство королевской семьи Обреновичей и приход к власти династии Карагеоргиевичей и террористической офицерской клики. (Как там с канонизацией изрубленной саблями августейшей четы Александра и Драги? Или обязательно нужна на стене цитата из Гейне?)
Начнем с Конгресса 1878 года. На нем Российскую империю лишили львиной доли ее геополитических трофеев Балканской войны - видимо, исходя из того, что "награда за высокие подвиги заключается в них самих" (Луций Анней Сенека-младший). Мол, вы же шли воевать за свободу "братушек". Они свободны! Чего же более?
Но тут важно, что порицатели гипотетической кровавости социализма и обличители революций во главе Достоевским проявляли странную непоследовательность. Социализм – это ужас-ужас-ужас: "отрезание голов талантам"… "единая слезинка…", "вернуть билет…"
А положить тысячи на Плевне, в т.ч. многих интеллигентов (тех самых "голов" - штабелями ведь клали не только мобилизованных пейзан, но и романтических вольнопёров), ради Креста на Айя-София – это нормально и правильно. Потому что крест-крестом – а Проливы, а прорыв в Левант…
И вот такая двойная бухгалтерия и делала столь неубедительными все антисоциалистическое доводы, которые спустя 40-50, и особенно 100 лет воспринимались как гениальное предвидение, почему-то незамеченное современниками.
В 1918-м, вводя "диктатуру пролетариата" и "красный террор", полагали – и справедливо – что самая "кровавая чк" и близко не приблизится к той горе черепов, что выстраивали генералы Алексеев, Брусилов, Рузский, Юденич.
Троцкий и Свердлов устроили геноцид казачества. Но под Алленбергом и Перемышлем, в боях за Луцк, Осовец, Карс и Ковель казаков погубили не меньше.
Только была разница: жертвовать десятками тысяч (фронтовые потери Гражданской войны были относительно невелики) ради вековечной мечты о всемирном царстве справедливости – или ради облегчения положения итальянцев на австрийском фронте, что и было основным смыслом Брусиловского прорыва, даже не французам под Верденом, и содействия британцам, нацелившимся на мосульские нефтяные поля в Месопотамии.
И теперь про 1908 год.
Авторы "Вех", проклиная "раскалывающий общество" "классовый", "партийный" подход, противопоставляли ему консолидацию на национальной почве. Именно такой национал-романтизм прямиком вел к Первой мировой. Именно война воспринималась как великое эсхатологическое очищение и преображение социума.
Революции были противопоставлены не мирные и постепенные социально-экономические и правовые реформы, но именно экстатическое национально-государственное слияние и постславянофильское историческое мессианство.
Когда мудрейший Гершензон взывал в "Вехах" к только и защищающим от народа армейским штыкам, виделось ли ему, как части великого князя Николая Николаевича будут в Галиции штыками гнать – как живой щит, точнее, живой таран - на австро-германские позиции тысячи беженцев-евреев (через 23 года спасшихся Варшава лишит подданства - и Гитлер тут же начнет насильственную депортацию "апатридов")?
Когда осенью 1908 года "патриотическая общественность" сошла с ума и требовала войны с Двуединой Монархией из-за того, что та заменила на территории Боснии-Герцеговины (отданной ей под контроль по Берлинскому соглашению 1878 года) османские законы и суды на свои, причем одни из самых либеральных в Европе, отечественные либералы вовсе не устраивали антивоенных кампаний.
! Орфография и стилистика автора сохранены