Возвращаясь к предыдущему - ведь буря не утихает.
Почему вопрос с иностранным ученым, лишенным званий и премий, воспринимается достаточно болезненно?

Я не считаю, что он сказал что-то обоснованное. Дело сейчас вообще не в его высказывании, дело - в реакции.

И в том, что именно в России эта реакция вызвала довольно бурную дискуссию.

А дело-то в том, что нам такие вещи очень знакомы. Сказал бы - знакомы до боли. И здесь это еще очень долго будет считаться признаком тоталитаризма.
Впрочем, почему только здесь? Признак - налицо.

"Он взял отложенный утром четвертый листок:

таймс 03.12.83 минусминус изложен наказ с. б. упомянуты нелица переписать сквозь наверх до подшивки

На староязе (обычном английском) это означало примерно следующее:

В номере "Таймс" от 3 декабря 1983 года крайне неудовлетворительно изложен приказ Старшего Брата по стране: упомянуты несуществующие лица. Перепишите полностью и представьте ваш вариант руководству до того, как отправить в архив.

Уинстон прочел ошибочную статью. Насколько он мог судить, большая часть приказа по стране посвящена была похвалам ПКПП — организации, которая снабжала сигаретами и другими предметами потребления матросов на плавающих крепостях. Особо выделен был некий товарищ Уидерс, крупный деятель внутренней партии, — его наградили орденом "За выдающиеся заслуги" 2-й степени.

Тремя месяцами позже ПКПП внезапно была распущена без объявления причин. Судя по всему, Уидерс и его сотрудники теперь не в чести, хотя ни в газетах, ни по телекрану сообщений об этом не было. Тоже ничего удивительного: судить и даже публично разоблачать политически провинившегося не принято. Большие чистки, захватывавшие тысячи людей, с открытыми процессами предателей и мыслепреступников, которые жалко каялись в своих преступлениях, а затем подвергались казни, были особыми спектаклями и происходили раз в несколько лет, не чаще. А обычно люди, вызвавшие неудовольствие партии, просто исчезали, и о них больше никто не слышал. И бесполезно было гадать, что с ними стало. Возможно, что некоторые даже оставались в живых. Так в разное время исчезли человек тридцать знакомых Уинстона, не говоря о его родителях".

Называется это так - "казнь памяти". И делалось это не только в романе "1984", но и в сталинском СССР. Человек исчезал - из учебников вымарывались портреты, изымались книги... Важно было уничтожить не только физически, но и ликвидировать его след в жизни.

Иногда доходило до безумия. На школьных тетрадках, спичечных этикетках обнаруживали "портрет Троцкого", "фашистские символы" - тут несомненным предшественником нынешнего Роскомпозора был некто Постышев, чуть позже тоже расстрелянный как "враг народа"...

Но "казни памяти" продолжались и позднее.
Те, кто видел второе издание БСЭ в библиотеке, видели и огромную статью об авиаконструкторе Бериеве. Догадываетесь, что там было на самом деле? Я не догадываюсь, а знаю - видел у знакомых и первый вариант, и вклейку, которой предлагалось заменить "нелицо".

Фильмы режиссеров, уехавших из СССР, не демонстрировались. Какие-то книги изымали из библиотек, кого-то выкидывали из титров. Сегодня в ленте попался пост про Белоусову и Протопопова - их изъяли из истории спорта. Тоже - за отъезд.

Были, конечно, редкие случаи, когда вычеркнуть никак не удавалось: не с тенью же проводить матч Анатолию Карпову? Ну, тогда политика была одной: чернить, чернить и чернить, а потом - постараться забыть. Но главный подвиг Виктора Корчного - именно в том, что ему удалось традицию "казней памяти" поломать.

Когда кто-то стенает по поводу того, что в современной РФ в конституции нет государственной идеологии - не сомневайтесь, на самом деле он имеет в виду нечто в этом роде.

Между прочим, даже не во всех марксистских странах такой обычай существовал. Как-то попалась распространяемая посольством Кубы русскоязычная брошюра о штурме Монкады. И каково же было удивление прочесть нечто в таком духе: такой-то участник штурма позже перешел на сторону врагов революции. Т.е. "враг народа" - но при этом его роль в штурме не ставится под сомнение, а имя из списка героев штурма не вычеркивается. 

Думаю, именно такой подход, а еще сексуальный либерализм, и обеспечили неприятному режиму столь долгое существование.

И, напротив, именно "в СССР секса нет" и тотальный идеологический контроль не могли не настроить людей против государства. (В самом деле, а почему советский человек не должен был прочесть, как именно и в каких выражениях БСЭ славит Берия, расстрелянного в период выхода энциклопедии за несуществующий шпионаж и за вполне существующую конкуренцию хрущевым-маленковым? А заодно и прочесть фамилии тех, кто славил...)

И вот мы видим, как актера, всего лишь обвиненного в харрасменте (только сейчас дело против Кевина Спейси дошло до суда и, судя по началу процесса, разлезается клочьями), немедленно выставляют из сериала. На каком основании? Нет приговора - нет и преступника, Кевин Спейси - невиновен, пока суд не докажет обратное.

И мы видим, как пожилого ученого, высказавшего, вероятно, антинаучное мнение, лишают почетных званий.

Иногда это выглядит почти безобидно. Видели фильм по Агате Кристи с историей о статуэтках десяти солдатиков? Что, нет такого у Агаты Кристи, а есть "Десять..." ...только умоляю - не произносите вслух это страшное-страшное-страшное N-word!!!

А иногда происходит и иное.

Понятно, что есть Первая поправка, посему сколько ни прыгай, а сделать Уотсона "врагом народа" не получится. Но вот тенденция очень неприятная. По крайней мере, она таковой выглядит в глазах тех, кто знает, что такое "казни памяти".

P.S. Как я полагаю, абсолютное большинство оскорбленных Уотсоном ничего об оскорблении не слышали.

И, на мой взгляд, печальны не высказывания каких-либо ученых или не-ученых. Печально иное. Тот неловкий момент, когда говоришь: а знаете, что вот прямо на наших глазах, в девяностые-нулевые, был конфликт (серия конфликтов), по масштабам жертв вполне сравнимый с Первой Мировой, и это - не единственная война на Черном Континенте, а много ли мы об этом знаем? Уже не говорю - сострадаем, для этого нужно некоторое знание.
Ответ - понятен. 


Но большой разговор об этом - наверное, впереди. 2019-й начался как "год рекордных упоминаний Африки".

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены