В дополнительном образовании уже несколько лет подряд негласная разнарядка на патриотизм. Это проявляется в письмах вышестоящих инстанций с предложениями поучаствовать в конкурсах соответствующей тематики, сообщениях об "обязательных" акциях, всяких намёках на необходимость "внедрения темы" и прямых приказах продвигать те или иные "патриотические" мероприятия.
На первом месте, конечно же, Великая Отечественная, на втором — Афган, "интернациональный долг" и прочие ветеранские темы. А бывает, случаются совпадения и где-то в регионе находится какой-нибудь великий деятель прошлого и его малая родина.
Вот и у нас нашлась такая родина адмирала Ф.Ф. Ушакова, и началась кампания с реставрацией сельского храма, выделения там же земельных наделов церкви, создания городского музея, а главное, нагнетания волны гордости космических размеров. Обрабатывают в первую очередь молодёжь — мол, Ушаков не потерял ни одного корабля и матроса пленными, не проиграл ни одного сражения. Слуга царю, отец солдату — всем строиться рядами и с песнями маршировать, держа равнение на святого и непобедимого адмирала!
Фёдор Фёдорович Ушаков — безусловный имперец и слуга царизма, спору нет. Однако он прошёл путь от младшего командира до главнокомандующего российского флота. Понюхал пороха и портянок, был строгим, но заботливым и справедливым командиром.
Дело прошлых лет. С тех пор мир изменился, и, может, говоря сегодня молодёжи о патриотизме, стоит сравнить Ф.Ф. Ушакова с нынешним министром обороны, ни дня не прослужившем на срочной службе. Или рассказать им правду о гибели подводной лодки "Курск" (она утонула), или шестой роты на подлой второй чеченской войне, трагедии Беслана и "Норд-Оста"... Или об организации взрывов домов со спящими гражданами собственной страны ради захвата власти "кем надо"?
Страшно? Ещё бы. Ведь благодаря такому знанию молодым людям, которые поумнее, может слегка приоткрыться свиное рыло нынешнего государства, проглянет лицемерие и аморальность системы управления социумом на территории, которую им подсовывают под термином "Родина".
Для некоторых из них может стать понятным, что их жизни являются вовсе не целью, а всего лишь средством существования этого государства. Что никто и ничто здесь не хочет улучшать их существование, которое и так видится молодым полным неопределённости, безнадёги и беспросветности, — здесь лишь безжалостно используют людей как природный ресурс, в том числе и во все той же, как и при Ф.Ф. Ушакове, призывной рабской армии.
В чём смыслы жизни для молодых в современной России, ради чего им здесь учиться, работать, рожать очередных несчастных людей? Ради корки хлеба с клейковиной и пальмовым маслом? Ради пенсии, которая стала недостижимой перспективой, больной и нищей старости?
Хотя они ещё, в принципе, мало задумываются об этих смыслах, потому что молоды и этим счастливы. Но сегодня ребятам вовсю отгружают идеологию в обе руки и за пазуху телевизионные (и не только) охранители нового царизма, главные роли в которой играют патриотизм и религиозность.
Патриотизм в их понимании — ненависть к врагам режима, радость его (сомнительным) успехам, победобесие и имперская гордыня, необходимость охраны людоедской системы управления. Религиозность, опять же в их понимании, — покорность и непротивление власти, рождение и воспитание новых послушных рабов, ненависть к инакомыслию, восприятие нищеты как нормы жизни.
И да, Ф.Ф. Ушаков подошел под оба этих смысла — он успешно укреплял империю на отвоёванных территориях, служил и охранял самодержавие, отличался религиозностью и после смерти был причислен к лику святых. Однако кабинетные "патриоты" забывают, что прославленный адмирал не имел миллионов иностранной валюты в заграничных банках, не владел поместьями в европах, не сдавал территории собственной страны в пользование соседям.
За последние 20 лет страна стала заметно беднее. Под чужой экономический контроль уплывают целые регионы страны — Сибирь, Дальний Восток, Северное море. В огромных масштабах вывозятся природные ресурсы — лес, нефть, газ, металлы, удобрения, вода. Население страны вымирает от бедности, плохой медицины, суррогатных продуктов питания, экологических бедствий. Поэтому о патриотизме по примеру Ф.Ф. Ушакова суконным патриотам лучше бы помолчать. Им, видимо, очень бы хотелось быть похожими на Ушакова — позументы на фуражках и мундирах, ордена, привилегии у них не хуже, — но врождённые подлость, вороватость и бессердечие не дадут торговцам своей страной стать святыми.
Молодёжь — будущее нашей страны. И говоря с ней о сегодняшних реалиях, нужно прежде всего говорить правду. Нужно обсуждать вопросы об изменении жизни людей (причём всех) в стране в лучшую сторону, об изменении общественного устройства в сторону справедливого. Нужно говорить о прекращении агрессивных войн, разбазаривании природных богатств страны, уничтожении экологии, наконец, об исправлении последствий "приватизации" государства и превращении его в орудие преступления — фатального ограбления населения страны, ведущего к его вымиранию и замещению.
К сожалению, патриотическая тема, за отсутствием другой национальной идеи, будет активно педалироваться и далее. Но вся эта информационная работа ведётся лишь с целью обмана молодёжи и способствует процессам разложения и деградации страны.
Что можно посоветовать в работе с "патриотической" тематикой? В первую очередь, говорите с молодёжью о действительно важных вещах. Изучайте реальную картину сами и доводите её до подрастающего поколения. И тот же Ф.Ф. Ушаков на самом деле еще встанет костью в горле у недалёких патриотов-пропагандистов — можно с юмором показать подрастающему поколению несоизмеримость масштабов личностей непобедимого адмирала и современных российских армейских и гражданских пигмеев-начальников, их отношение к своей стране и долгу. Стоит поговорить о природе российской рабской армии, не изменившейся принципиально со времен Ушакова, о современных её проблемах. Иллюстрации, фильмы, новости, истории и даже анекдоты — наш арсенал. В детских работах, хоть и в малой степени, пусть проглядывает правда. Только избегайте в них излишней эмоциональной рефлексии, смягчайте грани, чтобы не нанести травму детской психике.
Дети в дополнительном образовании умные, все схватывают на лету. Честностью вы заслужите их благодарность и признание и, возможно, в будущем дадите шанс нашей стране выйти из комы. Успехов.