Совокупно Москва и Московская область дают фронту около 20% от общего числа российских контрактников. Кроме жителей столицы это люди из других российских регионов (заключить контракт можно и не по прописке), которых привлекают большие единовременные выплаты при заключении контракта. В Москве они составляют 1,9 миллиона рублей, в Подмосковье — 2,3 миллиона; в большинстве других регионов эта сумма меньше (хотя и не на порядок).
Источники "Медузы", близкие к АП, уверены, что успешно выполнять план по набору контрактников Москве позволяла именно уличная реклама. "Очень много людей (среди которых, понятное дело, есть мужчины) едут куда-то — на работу, к родственникам в другой регион — через Москву. А там везде реклама, стойки стоят. Записывайся, пожалуйста", — пояснил один из собеседников.
Другой источник также подчеркнул, что такая реклама была нацелена в первую очередь на жителей других регионов: "[Для москвичей баннеры] стали привычным фоном жизни, они примелькались… [А] для мужиков, которые едут через город проездом, крупным выделены цифры выплат".
При этом сразу два чиновника из других регионов страны в разговоре с "Медузой" признали, что масштабная реклама службы по контракту в Москве создавала "проблемы с набором" даже для регионов, где единовременные выплаты военным сравнимы со столичными (например, те же 1,9 миллиона рублей платят в Краснодарском крае).
"Сарафанное радио по поводу Москвы уже само по себе стало эффективно работать. Кто-то увидел рекламу там — уже все, слух пошел [о московских выплатах]. Про другие регионы такие слухи не ходят. Значит, мужики туда не едут, а едут в Москву. Не знаю, достаточно ли людей [на фронте в целом] или нет, но у нас сокращать информирование [о выплатах] точно не надо. Набираем по нижней границе", — пояснил "Медузе" собеседник в Северо-Западном федеральном округе. Он добавил, что в регионах, где выплаты меньше московских, контракты чаще всего заключают жители сельской местности.
"Набор" россиян на войну собеседники "Медузы" в АП и регионах называют "коммерческой мобилизацией" — по аналогии с "корпоративной мобилизацией" сотрудников госкомпаний на выборах. При этом источник в московской власти утверждает, что в мэрии такую терминологию не используют.
"Звучит современно. Если назвать что-то терминологией из бизнеса, сразу все солидно. Раньше бюджетников сгоняли, теперь это — корпоративная мобилизация, выполняем KPI. Не на войну набираем, а ведем коммерческую мобилизацию", — иронизирует региональный чиновник.
В то же время "Медуза" полагает, что сокращение масштабной рекламы в Москве может отразиться в будущем на боеспособности российской армии. По данным ежеквартальных отчетов об исполнении федерального бюджета, в 2024 году число россиян, отправившихся на войну, уже существенно снизилось по сравнению с 2023-м.
Весь прошлый год российская армия набирала не меньше 900 контрактников в день, но в третьем квартале 2024-го число рекрутов в день сократилось до 500–600 человек. И это несмотря на то, что федеральные выплаты за подписание контракта выросли вдвое именно в третьем квартале.
При этом, по подсчетам "Медузы" и "Медиазоны", летом 2024-го российские войска в среднем ежедневно теряли по 200–250 человек убитыми. А общие безвозвратные потери — с учетом тяжелораненых — составляли 600–750 человек в день. В случае дальнейшего снижения числа новых контрактников численность российской группировки в Украине может перестать расти и даже начать уменьшаться. В теории это может заставить Кремль задуматься о новой волне мобилизации.
"Медуза" также пишет, что российская армия начинает испытывать дефицит техники, которая будет остро необходима в случае мобилизации. До сих пор потери вооружений восполнялись за счет расконсервации складов времен СССР, на которых хранятся десятки тысяч единиц техники (разной степени годности). Но за три года войны старые запасы основных видов вооружения были почти исчерпаны, это видно на спутниковых снимках высокого разрешения.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter